Обучение чистописанию
Чистописание в СССР
У нас в центре чистописание включено в программу обучения. Ребенок научится правильно держать ручку пальцами при письме, держать руку при письме и красиво писать.
Методика чистописания предполагает следующее:
Классическая методика чистописания предполагает работу в графической сетке, отрывное письмо зрительных элементов букв и соединений букв в слова.
Работа в графической сетке. Это помогает детям овладеть необходимыми навыками, сохранив в восприятии целостные образы букв.
Работа на меловых дощечках. Это даёт возможность изображать начертания букв в увеличенном виде, стирать и исправлять написанное.
Использование чернильной ручки с остроконечным пером. Благодаря её свойствам вырабатывается отрывное, ритмически-нажимное письмо, правильная постановка руки и пластика движений, соответствующие психофизиологии ребёнка.
Выполнение орнаментов, росчерков, монограмм. Это помогает развить художественный вкус через каллиграфическое рисование.
Цель методики — научить детей писать красиво, с удовольствием, без потерь для душевного и физического здоровья, развить их художественно-эстетический вкус и способствовать формированию характера, воли, желания учиться и познавать.
Обучение письму происходит в несколько этапов.
В 1 классе. Письму в тетрадях предшествует работа на меловых дощечках со специальной разлиновкой (графической сеткой). Это дает возможность изображать начертания букв в увеличенном виде, стирать и исправлять написанное. Кроме того, письмо мелом придает урокам живость и органичность.
В 1 классе ребенок пишет простым карандашом с автоматическим стержнем, что также дает возможность корректировать написанное. Хрупкий стержень карандаша не позволяет ребенку слишком сильно нажимать на пишущий инструмент (ломается), благодаря чему детская рука не устаёт и ребенок вынужден правильно держать автоматический карандаш, а так же ребенок учится регулировать нажим.
Во третьем полугодии 1 класса ученик получает перьевую ручку-макалку.
Рука ребенка при письме не устает, т. к. ребенку необходимо часто обращаться к чернильнице; при сильном нажатии или неправильном захвате ручки она просто не будет писать, тем самым ребенок вынужден правильно держать ручку. Кроме того, только перьевая ручка дает возможность варьировать толщину линии, что придает буквам эстетическую красоту.
Перо необходимо держать под определенным углом, в нужной позиции, иначе ручка просто не будет писать. Таким образом кисть ребенка приручается к правильному положению руки.
3 класс. Научившись писать ручкой-макалкой, ребенок получает автоматическую перьевую ручку. Таким образом, он овладевает всеми инструментами письма.
Методика чистописания в СССР была подробно описана в учебном пособии «Методика чистописания» Николая Боголюбова, изданном в 1955 году.